Крафтовое пиво (от англ. craft brewery — ремесленная пивоварня) — это пиво, которое производят небольшие частные пивоварни. Данный термин придумали в 21 веке Американской ассоциацией пивоваров (англ. Brewers Association).
Это не только классические ингредиенты: вода, солод и хмель. Небольшие пивоварни могут разрешить себе поиск новых рецептов, аудиторией которых будет узкий круг друзей или посетители местного паба, с иногда «экстремальными», как для рядового потребителя, вкусами. Целью творения ремесленного пива является удовлетворение вкусов гурманов, поэтому крафт не может претендовать на нишу в массовом рынке.
Слово «крафт» уже несколько лет как вошло в наш лексикон. На улицах городов ярко мигают вывески, приглашая попробовать творения мастеров. Создается впечатление, что в первом попавшемся баре можно выпить крафт.
Крафтовым может быть что угодно: чай из собранных собственноручно и высушенных на чердаке трав, плетеные бабушкой носки, блокнот, разрисованный друзьями на вечеринке или домашнее печенье. Само слово «крафтовый» означает, что вещь сделана руками. Но в лексиконе любителей хмеля это ассоциируется в первую очередь с пивом.
Точно перевести на русский «craftbeer» непросто: авторское, мануфактурное, рукотворное, ремесленное (поляки говорят browar rzemieślniczy). Термин лучше объяснить, чтобы возникло целостное понимание огромного контекста, скрытого за этим словом.
Американская ассоциация пивоваров определяет крафтовое пиво по таким характеристикам:
Чем крафтовое пиво отличается от обычного
- В крафтовом пиве использую только натуральные продукты.
- Особенность вкуса авторского пива — в состав пенного напитка может войти корица, цитрусовые, шоколад или другие «экзотические» ингредиенты.
- Разница в цене — обычное пиво намного дешевле.
- Способ подачи — ремесленное пиво подают в специальных бокалах (очень похожи на винные).
- Лояльность — авторские производители пива всегда учитывают пожелание клиентов.
- Производители крафта проявляют творчество и удивляют клиентов. Цель не прибыль, а производить именно уникальное пиво.
Популярные сорта крафтового пива и его стили
Pale Ale (светлый эль)
Бледный эль обычно хмелевой, но содержит меньше алкоголя, чем IPA. Большинство видов бледного эля, который может включать являются солодовыми, среднетелыми и легко пьются.
Популярные стили: British Gold Ale, Blonde Ale, Special Bitter, Standard/Ordinary Bitter, Extra Special Bitter.
IPA (индийский светлый эль)
Pale Ale (сокращенно индийский светлый эль) может похвастаться сильной хмелевой горечью с сосновыми и цветочными ароматами. Эти сорта пива также имеют высокое содержание алкоголя.
Популярные стили: American IPA, English IPA, Imperial IPA.
Porter (портер)
Традиционный портер, который берет свои корни в Соединенном Королевстве, темного цвета, как стауты, состоящий из таких ингредиентов как шоколадный солод или другие темные жареные солоды. Портеры, как правило, имеют меньше вкуса кофе, чем стауты, с ощущением шоколада.
Популярные стили: Robust Porter, Brown Porter, Baltic Porter.
Stout (стаут)
Темное пиво, вкус стаутов зависит от того, откуда они берутся. Сладкие стауты в основном происходят из Ирландии и Англии и известны своей низкой горечью. Фактически, ирландский бренд Guinness производит одно из самых узнаваемых крепких сортов пива в мире.
Популярные стили: American Stout, Sweet Stout, Oatmeal Stout, Dry Stout, Foreign Extra Stout, Russian Imperial Stout.
Sour Ale (кислое пиво)
За последние несколько лет популярность кислого пива возросла, и он стал соблазнительным напитком для людей, желающих расширить свои пивные вкусы, или для тех, кто хочет попробовать что-то новое. Очень кислое, может принимать различные формы, в том числе бельгийское пиво Lambic, фруктовый эль Flanders и пиво Lemon Berliner Weisse. С добавлением таких фруктов, как вишня, малина или персик, кислое пиво сочетается с кисло-сладкими продуктами, что делает его совершенно непохожим на пиво, в отличие от IPA в прошлом.
Популярные стили: Lambic, Flanders Red Ale, Oud Bruin, Berliner Weisse, Gueuze, Fruit Lambic.
История крафтового пива
Крафт родился в США примерно 40 лет назад. К 1970 году на всю Америку было 44 крупные пивоваренные компании. Американцы пили легкий, низкокалорийный лагер (он и до сих пор доминирует на рынке США), а импортное пиво было представлено разве что в барах крупных городов и не пользовалось спросом. Экономисты предполагали в стране крах пивоварения как такового, и прогнозировали, что к 1990 году в США останется не более 5 пивоварен, которые легко будут обеспечивать невысокий спрос на пиво.
Именно тогда, в 1970-1980-х появились пивные пассионарии, которые хотели удивить вкусом в первую очередь себя и своих друзей, а не ориентировались на общий рынок. Одним из первых таких смельчаков был владелец пивоварни Anchor Brewing (Сан-Франциско) Фриц Майтаг который в 1965 году начал производить пиво по старинным рецептам в противовес однообразного светлого лагера. В основу ассортимента Anchor Brewing легли сорта и стили, которые варились еще до сухого закона в США.
В 1976 году некий Джон «Джек» Маколифф, пивной мастер-самоучка открывает в городе Соно (Калифорния) собственную пивоварню New Albion Brewery. Именно в период деятельности этой пивоварни в истории крафтового пива называют ренессансом американского пивоварения (после сухого закона).
Как и все большое — Google, Apple и Microsoft, сначала New Albion Brewery располагалась в гараже. Маколифф специализировался на европейской классике, однако любил экспериментировать — добавить, скажем, Capsicum (стручковый перец) в бутылку пива, в тогдашнем мире — это как минимум смело.
История New Albion Brewery длилась всего 6 лет. Пивоварня не оставила по себе особых вкусов, зато стала примером и мотивацией для многих других мечтателей, которые, следуя МакОлиффи, начали открывать собственные маленькие пивоварни в 80-х годах.
Среди десятков, а позже и сотен новых пивоварен, выделялись те, где варили действительно особое пиво. Они противопоставляли пивным гигантам свой уникальный craftbeer. Год за годом качество и органолептика крафта совершенствовалась, привлекая все больше людей. И таких оказалось немало, ведь помним, что до сих пор весь огромный американский пивной рынок был представлен одним только лагером. В 1978 году Джимми Картер (учитывая рост популярности крафта, под влиянием сенаторов, легализовал домашнее пивоварение). Многие «гаражники» начали открыто угощать пивом, гордо подчеркивая, что это их домашний продукт, изготовленный по индивидуальной неповторимой рецептуре.
Мелкие пивовары поддерживали связь с клиентами не через билборды, а вживую — за бокалом хорошего пива. Небольшие местные бары начали отказываться от «пресного» заводского пива, в пользу крафта. Американцам удалось восстановить то, что казалось было потеряно навсегда. До сухого закона в США функционировало более 4000 маленьких пивоварен, каждая из которых варила особое самодостаточное пиво. Исторически каждый, кто приехал покорять новые земли из Европы, хотел изготавливать что-то свое, родное, сохраняя традиции и вкусы родины. А таких были тысячи — бельгийцы, англичане, немцы и другие. И если по состоянию на 1980 в США было восемь крафтовых пивоварен, то сейчас их более 5000.
Вскоре из американцев последовали примеру европейцы, в том числе и украинцы, россияне. Сейчас трудно найти город, в котором негде выпить крафтовое пиво. Постоянно открываются новые пивоварни, ежедневно варятся новые сорта. Крафтовая революция 1980-х заложила основы, благодаря которой сейчас культура ремесленного пивоварения набирает популярность.
Крафтовое пиво в Украине и России
Сейчас, как и в США 40 лет назад, именно узкий круг любителей пива является движущей силой, стимулирующей развитие пивоварения. По сравнению с заводским, бокал крафта в среднем стоит в 2-3 раза дороже. Если при изготовлении пива на больших заводах, используются ингредиенты с самой низкой ценой, лишь бы обеспечить более или менее пригоден для питья вкус, то для крафтового пива ищут «экзотику» — ароматные хмели, редкие сорта солода и дрожжей, соответствующую воду, а все это в сумме дает высокую себестоимость продукта. Поэтому еще одним необходимым условием для развития крафтового пивоварения есть достаточное количество людей, способных регулярно его пить. Также, для данной культуры необходимы мастера, которые готовы делиться рецептами, давать советы, подсказывать, где можно получить качественные ингредиенты, и места для обмена информацией.
Интересно, что и в ассортименте массового заводского пива иногда случается похоже по стилю и вкусовым характеристикам на крафтовое. Вопрос, является ли оно таковым на самом деле, остается открытым. С одной стороны, попытки игроков большого рынка производить (а чаще — копировать) классные вкусы — неплохая тенденция, что способствует развитию пивной культуры. С другой, если еще несколько лет назад сильнохмельные, овсяные или другие нестандартные виды пива были исключительно крафтовые, то теперь такие часто появляются даже в уличных киосках, а это несколько нивелирует культуру, внося определенную массовость.
Часто задаваемые вопросы
💡 Почему крафтовое пиво дорогое?
Также стоит учитывать, что на пивзаводах-гигантах производять больше объема готового продукта, а чем больше объема первоначального сырья закупается, тем меньше его стоимость. Следовательно, на малых пивоварнях закупается меньше сырья, от того его стоимость и выше. Такова идея рынка.
💡 Отличие крафтового пива от обычного
💡 Разновидности крафтового пива
💡 Сочетание: крафтовое пиво и еда
Пшеничное может сочетаться с колбасками.
Светлый или Индийский пейл эль могу подойти к мясу на гриле или несладким чизкейкам.
Стаут и портер хорошо подходят для шоколада, мяса в сладком соусе, кофейным десертам и сырам.