Крафтовое пиво — что это?

Слово «крафт» уже несколько лет как вошло в наш лексикон. На улицах городов ярко мигают вывески, приглашая попробовать крафтовое пива. Создается впечатление, что в первом попавшемся баре можно выпить крафт. Что означает крафтовое пиво? Откуда оно взялось? Какова история крафтового пива? Можно любое пиво называть крафтовым? Чем отличается крафтовое пиво от обычного?

Крафтовым может быть что угодно: чай из собранных собственноручно и высушенных на чердаке трав, плетеные бабушкой носки, блокнот, разрисованный друзьями на вечеринке или домашнее печенье. Само слово «крафтовый» означает, что вещь сделана руками. Но в лексиконе любителей хмеля крафт ассоциируется в первую очередь с пивом.

Точно перевести на русский «craftbeer» непросто: авторское пиво, мануфактурное, рукотворное, ремесленное (поляки говорят browar rzemieślniczy). Термин лучше объяснить, чтобы возникло целостное понимание огромного контекста, скрытого за этим словом.

Американская ассоциация пивоваров определяет крафтовое пиво как такое, что сваренное лимитированным объемом партии на небольшой пивоварни, и которое реализуется, как правило, локально — в одном пабе или городе. Главной характеристикой крафта является то, что он изготовлен не с целью получения прибыли от продажи, а для самого творческого процесса пивоварения. Еще одной интересной характеристикой крафтовой пивоварни от The Brewers Association является то, что пивоварня на 75% должно принадлежать учредителям, а если третьи лица, посторонние инвесторы владеют более 25% капитала, сваренное пиво не может считаться крафтовым.

В то же время, не всякое домашнее пиво, разлитое в бутылки с этикеткой «КРАФТ от Тараса» действительно крафтовое. Пиво, сваренное без идеи и особого вкуса, например, лагер, не может называться крафтовым. Ведь крафтовый напиток должен содержать в себе историю и смысл, выраженные в уникальной комбинации ингредиентов, в поисках нового аромата, в особой плотности, горечи и послевкусия, которые должны быть присущи только этому виду.

Экономисты предполагали, что к 1990 году в США останется не более 5 пивоварен, которые легко обеспечивать невысокий спрос на пиво

Крафтовое пиво — это не только классические ингредиенты: вода, солод и хмель. Маленькие пивоварни могут разрешенить себе поиск рецептов пива, аудиторией которого будет узкий круг друзей или посетителей местного паба, с иногда «экстремальными», как для рядового потребителя, вкусами. Целью творения крафтовой пива является удовлетворение вкусов гурманов, поэтому крафт не может претендовать на нишу в массовом рынке пива.

Популярные сорта крафтового пива

  • Pale Ale (светлый эль): Special Bitter, Standard/Ordinary Bitter, Extra Special Bitter.
  • IPA (индийский светлый эль): American IPA, English IPA, Imperial IPA.
  • Porter (портер): Robust Porter, Brown Porter, Baltic Porter.
  • Stout (стаут): American Stout, Sweet Stout, Oatmeal Stout, Dry Stout, Foreign Extra Stout, Russian Imperial Stout.
  • Sour Ale (кислое пиво): Lambic, Flanders Red Ale, Oud Bruin, Berliner Weisse, Gueuze, Fruit Lambic.

История крафтового пива

Крафт родился в США примерно 40 лет назад. К 1970 году на всю Америку было 44 крупные пивоваренные компании. Американцы пили легкий, низкокалорийный лагер (он и до сих пор доминирует на рынке США), а импортное пиво было представлено разве что в барах крупных городов и не пользовалось спросом. Экономисты предполагали в стране крах пивоварения как такового, и прогнозировали, что к 1990 году в США останется не более 5 пивоварен, которые легко будут обеспечивать невысокий спрос на пиво.

Именно тогда, в 1970-1980-х появились пивные пассионарии, которые хотели удивить вкусом в первую очередь себя и своих друзей, а не ориентировались на общий рынок. Одним из первых таких смельчаков был владелец пивоварни Anchor Brewing (Сан-Франциско) Фриц Майтаг который в 1965 году начал производить пиво по старинным рецептам в противовес однообразного светлого лагера. В основу ассортимента Anchor Brewing легли сорта и стили, которые варились еще до сухого закона в США.

В 1976 году некий Джон «Джек» Маколифф, пивной мастер-самоучка открывает в городе Соно (Калифорния) собственную пивоварню New Albion Brewery. Именно в период деятельности этой пивоварни в истории крафтового пива называют ренессансом американского пивоварения (после сухого закона).

Как и все большое — Google, Apple и Microsoft, сначала New Albion Brewery располагалась в гараже. Маколифф специализировался на европейской классике, однако любил экспериментировать — добавить, скажем, Capsicum (стручковый перец) в бутылку пива, в тогдашнем мире — это как минимум смело.

История New Albion Brewery длилась всего 6 лет. Пивоварня не оставила по себе особых вкусов, зато стала примером и мотивацией для многих других мечтателей, которые, следуя МакОлиффи, начали открывать собственные маленькие пивоварни в 80-х годах.

Среди десятков, а позже и сотен новых пивоварен, выделялись те, где варили действительно особое пиво. Они противопоставляли пивным гигантам свой уникальный craftbeer. Год за годом качество и органолептика крафта совершенствовалась, привлекая все больше людей. И таких оказалось немало, ведь помним, что до сих пор весь огромный американский пивной рынок был представлен одним только лагером. В 1978 году Джимми Картер (учитывая рост популярности крафта, под влиянием сенаторов, легализовал домашнее пивоварение). Многие «гаражники» начали открыто угощать пивом, гордо подчеркивая, что это их домашний продукт, изготовленный по индивидуальной неповторимой рецептуре.

В 1980-х началась так называемая craft beer revolution — мелкие пивовары обмениваются площадками производства, приглашают друг друга в гости, делятся опытом. Часто гаражный крафт был неким лицом района. Крафтовое пиво становится чем-то большим, чем простое хобби. Крупные производители сразу поняли, что craftbeer — это уже НЕ любительские игрушки, а реальный конкурент, которого невозможно контролировать и который постоянно наращивает обороты. И это неудивительно, ведь американцы получили часть своей мечты — возможность заниматься любимым делом, делать качественный уникальный продукт и получать за это деньги.

По состоянию на 1980 в США было восемь крафтовых пивоварен, сегодня — более 5000

Мелкие пивовары поддерживали связь с клиентами не через билборды, а вживую — за бокалом хорошего пива. Небольшие местные бары начали отказываться от «пресного» заводского пива, в пользу крафта. Американцам удалось восстановить то, что казалось было потеряно навсегда. До сухого закона в США функционировало более 4000 маленьких пивоварен, каждая из которых варила особое самодостаточное пиво. Исторически каждый, кто приехал покорять новые земли из Европы, хотел изготавливать что-то свое, родное, сохраняя традиции и вкусы родины. А таких были тысячи — бельгийцы, англичане, немцы и другие. И если по состоянию на 1980 в США было восемь крафтовых пивоварен, то сейчас их более 5000.

Вскоре из американцев последовали примеру европейцы, в том числе и украинцы, россияне. Сейчас трудно найти город, в котором негде выпить крафтовое пива. Постоянно открываются новые пивоварни, ежедневно варится новое пиво. Крафтовая революция 1980-х заложила основы и теперь культура крафтового пива переживает бум.

Крафтовое пиво в Украине и России

Сейчас, как и в США 40 лет назад, именно узкий круг любителей пива является движущей силой, стимулирующей развитие пивоварения. По сравнению с заводским, бокал крафта в среднем стоит в 2-3 раза дороже. Если при изготовлении пива на больших заводах, используются ингредиенты с самой низкой ценой, лишь бы обеспечить более или менее пригоден для питья вкус, то для крафтового пива ищут «экзотику» — ароматные хмели, редкие сорта солода и дрожжей, соответствующую воду, а все это в сумме дает высокую себестоимость продукта. Поэтому еще одним необходимым условием для развития крафтовой пивоварения есть достаточное количество людей, способных регулярно пить крафт. Также, для культуры крафта необходимые мастера, которые готовы делиться рецептами, давать советы, подсказывать, где можно получить качественные ингредиенты, и места для обмена информацией.

Интересно, что и в ассортименте массового заводского пива иногда случается похоже по стилю и вкусовым характеристикам на крафтовое. Вопрос, является ли оно таковым на самом деле, остается открытым. С одной стороны, попытки игроков большого рынка производить (а чаще — копировать) классные вкусы — неплохая тенденция, что способствует развитию пивной культуры. С другой, если еще несколько лет назад сильнохмельные, овсяные или другие нестандартные виды пива были исключительно крафтовые, то теперь такие часто является даже в уличных киосках, а это несколько нивелирует культуру, внося определенную массовость, попсовость.

Чем крафтовое пиво отличается от обычного

  1. В крафтовом пиве использую только натуральные продукты.
  2. Особенность вкуса крафтового пива — в состав пенного напитка может войти корица, цитрусовые, шоколад или другие «экзотические» ингредиенты.
  3. Разница в цене — крафтовое пиво дороже обычного.
  4. Способ подачи — крафтовое пиво подают в специальных бокалах (очень похожи на винные).
  5. Лоялность — крафтовые производители пива всегда учитывают пожелание клиентов.
  6. Производителями крафта проявляют творчество и удивляют клиентов. Цель не прибыль, производить именно авторское пиво.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *